Говорил правду в неположенном месте.
Потребительство – чума ролевого движения

… Потребитель рассматривает все, в том числе и ролевую игру, как сделку. В которой он должен отдать как можно меньше, а получить как можно больше. И при этом Потребитель требует некоего гаранта: вот гарантируйте ему, что данная ролевая игра не обманет его ожиданий. А если обманет, Потребитель обидится лично на мастеров, игроков и весь белый свет за это.

В ролевом движении потребительство встречается и среди игроков, и среди мастеров. Рассмотрим сначала потребительство игроков. Сразу скажу, что «читтинг», то есть манчикинство, когда игрок просит всего, и побольше – хитов, рогов и копыт, не то же самое, что потребительство. Эти два множества, так сказать, пересекаются, но не идентичны.

Не открою тайны, если скажу, что мастера не боги и даже не святые. Они обычные люди, во многом ограниченные и средой, и собственными стереотипами. Есть ряд обязательств, которые мастера принимают по отношению к игрокам, но это обязательства в основном материального плана. Об этом я еще буду говорить ниже подробнее. Но ни один мастер никогда не может ГАРАНТИРОВАТЬ игроку хорошую игру. Слишком много непредвиденных факторов, слишком много зависит от поведения самого игрока.

Требовать от мастеров игрового кайфа – потребительство чистой воды. Один из самых, на мой взгляд, неприятных проявлений потребительства – отсутствие усилий на игре. Потребитель усаживается (говоря фигурально, а иногда и реально) поудобнее и ждет, пока его начнут развлекать. То есть к нему должны подходить люди и играть с ним, а он, так и быть, тоже с ними поиграет. На игре бывают ситуации, когда игрок не знает, куда бы ему приткнуться, но здесь речь о том, что человек принципиально не хочет затрачивать усилий на то, чтобы сделать игру, раскрутить то, что есть, либо заморочиться добыванием нового.

Потребитель считает, что мастера и игроки ДОЛЖНЫ ему игру, должны что-то сделать для него. То, что обязательства на игре строго добровольны и требуют участия как минимум двух сторон, Потребителю в голову не приходит.

Потребитель живет за счет игры, он, как черная дыра, высасывает все соки, ничего не отдавая взамен, или выплевывая остатки, которые ему самому не нужны. Он смотрит на события – и молчит, в худшем случае комментирует, опуская их, в лучшем – просто пожимает плечами. События уходят в него, как камень в пруд, не оставляя видимых откликов. Потребитель именно что потребляет события вокруг, расценивая их как товар, а своим, кровным Потребитель делиться не собирается.

Если же на пути игры встают какие-либо препятствия, что бывает почти на всех играх, о, тогда Потребитель встает в полный рост и начинает плеваться. Ныть, «крокодильствовать», упрекать всех. Он не помогает, а затрудняет препятствия преодолевать, и его самого приходиться тащить, а он еще и упирается. То, что препятствия, трудности есть часть нашего несовершенного мира, а значит, часть игры, ему в голову не приходит. И то, что своим нытьем он высасывает у людей, которые хотят продолжить игру, силы, он тоже не понимает.

После игры, если не был обеспечен полноценный кайф Потребителю, он тоже начинает плеваться. Опять же, я говорю не о конструктивной критике, а о позиции «дай мне».

Менее, на мой взгляд, вредоносное, но тоже вредное поведение Потребителя – «стягивание игры на себя». Потребитель забирает себе как можно больше всего – информации, способностей, чипов и рогов – и играет во все это сам, ставя других людей в положение, когда они могут только выражать почтительное восхищение игрой Потребителя. Это ситуации вроде: у меня всю игру лежала ценная информация, но я ее никому не дал, потому что тогда она перестала бы быть такой ценной; у меня была куча магии и я мог бы сделать многое, но тогда я бы потратил ману... Я - крутой маг или там король, и вы все ничего не делайте, потому что делать буду я!!!!!!!

Игры с большим процентом Потребителей не выживают. Они умирают в корчах несмотря на все усилия мастеров и небольшой части нормальных, дающих игроков. После таких игр мастера с тоской оглядываются вокруг себя, вопрошая: «Где же все те усилия, что я вложил в игру? Почему ничего не видно?» А потому не видно, что съела черная дыра, сиречь Потребитель. И даже «спасибо за игру» мастеру и окружающим не скажет.

Теперь о потребительстве в среде мастеров. Мастерский Потребитель считает, что игроки ДОЛЖНЫ ему, любимому, сделать такую игру, которую он видел в своих мечтах. Что должны ему это сделать за то, что он вообще напрягался, игру, блин, делал, время и деньги тратил... Потребитель кричит, устраивает бесконечные тайм-стопы и разборки по игре и по жизни, а все для того, чтобы сказать в конце «ну козлы, все не так сделали...» Или посылает игроков, вежливо и не очень, потому что он, Потребитель, тут водку кушает со своим старым друганом Васей Пупкиным, а они с дурацкими вопросами лезут... И в голову-то не приходит, что усталый, злой или больной мастер все равно остается мастером, и за многое на игре отвечает, и сделать должен многое.

Более мягкий вариант мастерского потребления – это когда мастер желает иметь дело только с теми игроками, с которыми в хороших отношениях, а с другими не хочет. Селектирует, так сказать. Да кто же сказал, что на игре дело придется вести только с приятными тебе лично людьми? Тогда или отбирай народ строже, чтобы все приятными были, или не жужжи, имей дело со всеми...

Сам мастер должен что-то игрокам, какие-то организационные моменты, хотя бы вежливое отношение. Пренебрегать этим – потребительство. Впрочем, таким же потребительством будет хамство игроков или их плохая подготовка. Потребитель-мастер губит игру так же успешно, как и Потребитель-игрок. Когда он лениво смотрит, куря цигарку или отпуская комментарии, на то, что делают игроки играть как-то, извините, не хочется.

Суть в том, что потребительство – не одноразовое, редкое явление, оно все больше и больше распространяется по играм. Это подход, который переползает из рыночной жизни в жизнь игровую. И если кино, театр и прочие разновидности искусства накопили достаточный потенциал против потребительства, то у ролевого движения этого нет.

Азрафэль (Ольга Белоконь),
г. Москва

Опубликовано в журнале по РИ «Мое королевство», N 20, январь 2004 г.
Сайт журнала www.mykingdom.ru

целиком читать тут www.mykingdom.ru/mykingdom/72587

@темы: люди говорят, познавательное, что наша жизнь - игра